Октябрь 2019
« Сен
14151617181920

Найдена способная объяснить парадокс зарождения планет молекула

Индикатор

13 сентября 2019

Наука - Найдена способная объяснить парадокс зарождения планет молекула

ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)/Booth et al/University of Leeds

С помощью радиотелескопа ALMA ученые обнаружили редкую молекулу в пылегазовом диске вокруг молодой звезды. Она может дать ответ на одну из загадок, касающихся формирования планет. Статья об этом опубликована в Astrophysical Journal Letters.
Звезда, получившая название HD 163296, расположена в 330 световых годах от Земли. Ее возраст — около шести млн лет. Это небесное тело окружено протопланетным диском — структурой из газа и пыли, из которого формируются планеты. Именно в этих дисках рождаются молодые планеты. Используя радиотелескоп ALMA в пустыне Атакама в Чили, исследователи смогли обнаружить чрезвычайно слабый сигнал, показывающий существование редкой формы монооксида углерода, который содержит в себе атомы других изотопов (13C17O).

Обнаружение этой молекулы позволило ученым измерить массу газа в диске с недоступной ранее точностью. Результаты показывают, что диск намного тяжелее, чем считалось ранее — от двух до шести раз. Это означает, что он содержит больше газа, и, следовательно больше шансов, что из него сформируются экзопланеты. В предыдущих работах ученые измерили массу протопланетных дисков другим способом и получили более низкие значения. Предполагалось, что из такого объема газа и пыли не могут сформироваться планеты.
«Расхождение массы диска и экзопланеты вызывает серьезные вопросы о том, как и когда образуются планеты. Однако, если другие диски скрывают такое же количество массы, как HD 163296, то мы, возможно, просто недооценили их до сих пор. — отметил один из исследователей, сотрудник Лидского университета Джон Айли. — Мы можем измерить массу диска, глядя на то, сколько света выделяется молекулами — такими как окись углерода. Если эти объекты достаточно плотны, они могут блокировать свет, испускаемый более распространенными формами монооксида углерода и это может привести к тому, что ученые недооценивают массу присутствующего газа».
Исследователи использовали один из самых сложных радиотелескопов в мире — Атакамскую большую антенную решетку миллиметрового диапазона (ALMA). ALMA способна наблюдать свет, невидимый невооруженным глазом, что позволяет астрономам видеть «холодную Вселенную» — те части космоса, которые не видны с помощью оптических телескопов.

YouTube покоряет малобюджетная версия фильма о Гарри Поттере